Мой шестилетний опыт по обслуживанию и ремонту грузовых «Газелей» с приличным пробегом (более 100 000 км каждая из трех) и мой 50 летний опыт общения с автомобилями и вообще с техникой позволяет сделать выводы и выдать некоторые рекомендации по эксплуатации автомобиля в дополнение к тем, что пишут в литературе по эксплуатации и ремонту автомобилей. Надеюсь, что хоть что-то, о чем я расскажу, принесет пользу владельцам и не только “Газелей”. Поговорим об .
1) Самое больное место автомобиля — это жгуты проводов под щитком приборов (сечение проводов недостаточное для установки галогенных фар). Часто возникает интенсивный нагрев в разъеме в месте подключения замка зажигания, особенно при движении со включенными фарами при включенном вентиляторе отопителя и включении электровентилятора системы охлаждения двигателя.
Чем опасен такой нагрев?
При перегреве проводов происходит оплавление изоляции. Из-за того, что минусовые провода уложены в жгуте рядом с плюсовыми, (черные рядом с цветными), возможно короткое замыкание, и провода сплавляются, причем не обязательно только те, по которым протекал ток, а предохранители, как ни странно, не успевают сработать, хотя соответствуют номиналу (видимо причина в малом сечении черных проводов, потому что они повреждаются больше всего).
В результате приходится разрезать защитную оболочку жгута, разделять сплавленные провода и заменять сильно поврежденные, заматывать изолентой.
Устранить нагрев удавалось при удалении разъемного соединения у замка зажигания и пропайкой сделанных скруток свинцово-оловянным припоем.
2) Особое предупреждение при пользовании ПРИКУРИВАТЕЛЕМ!
Часто случается, что отвертывается гайка крепления и случается КЗ со всеми плачевными последствиями (как минимум 3 часа работы по устранению последствий). Испытал на себе дважды на разных Газелях (Сгоришь, если не успеешь сбросить клемму с аккумулятора!).
Для возможности использования гнезда прикуривателя устанавливал дополнительный предохранитель перед самым гнездом на 5 Ампер. Правда прикуривателем по его прямому назначению пользоваться нельзя, но для подзарядки МОБИЛЬНИКОВ вполне годится.
Ненадёжное место — разъемы задних фонарей. При езде по зимним дорогам, посыпаемых песком с солью, соль попадает внутрь разъема, и в результате электролиза происходит разложение контактов, это становится причиной отказа световой сигнализации.
Как с этим бороться?
На автомобиле не старше 1 года ещё можно поверх разъёма наложить несколько слоёв ПХВ изоленты или каким-либо другим способом загерметизировать стык разъёма. На автомобилях, где уже началось разрушение контактов, лучше удалить разъемы и соединить провода напрямую.
Попадание соли в фонарь освещения заднего номера однажды привело к короткому замыканию и опять же к сплавлению проводов в щитке приборов, ремонту замка зажигания, и это в 2000 км от дома, под Москвой.
Из выше сказанного можно сделать вывод, что необходимо стремиться загерметизировать все места, где возможно попадание соли из под колёс автомобиля в соединения проводов.
3) Теперь расскажу о системах зажигания.
Особенно жесткие требования при езде на ГАЗЕ, так как увеличивается время горения смеси в цилиндрах двигателя (из-за установки более раннего, чем на бензине, момента зажигания) и повышенного давления в цилиндрах.
(Для справки — на газе лучше и экономичней работают двигатели, рассчитанные под 92 бензин, а не 80).
На автомобилях с 405, 406 двигателем иногда происходит электрический пробой (особенно при попадании на них воды) одной из катушек зажигания и, как результат, пропадание искры в двух цилиндрах. Следовательно, неплохо иметь запасную катушку. Возможен еще и отказ электроники.
На автомобилях с 402 двигателем и двигателем УАЗа часто происходит электрический пробой крышки распределителя зажигания или искрогасящего резистора бегунка, из-за чего двигатель работает неустойчиво «троит». Возможно, на крышку попала влага, тогда просто надо протереть ее сухой тряпкой снаружи и изнутри, или заменить её исправной.
Другие причины пропадания искры:
а) отказ резистора в «бегунке», (требуется замена “бегунка”, можно временно соединить контакты напрямую проводом);
б) повреждение провода от ввода до подвижной части контакта (в контактной системе зажигания) внутри прерывателя-распределителя;
в) отказ конденсатора в контактной системе зажигания (заменить исправным);
г) общий для всех систем – отказ высоковольтных проводов, пробой изоляции (временно можно разделить провода с помощью полиэтиленовой плёнки).
Отказ проводов с силиконовой изоляцией выражается в перебоях при работе двигателя, дёрганьях, повышенном расходе топлива из-за нарушения проводимости в подвижных проводах (определяется при осторожном, чтобы не попасть под высокое напряжение, ощупывании руками проводов при работающем двигателе по повышенному нагреву провода в месте внутреннего обрыва). Самое простое – это заменить крышку и высоковольтные провода.